Белый Андрей

Белый Андрей

Белый Андрей (настоящее имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880—1934), писатель. Белого и Петербург связывали не только особые творческие отношения (роман «Петербург»), но и личные, и литературные связи: во время своих, хотя и непродолжительных приездов в Петербург из Москвы (в один из них он оказался очевидцем событий 9 января 1905) он общался с многими петербургскими литераторами и художниками, бывал у З. Н. Гиппиус (см. Мережковских салон), посещал «Ивановские среды», часто встречался с А. А. Блоком и его женой Л. Д. Блок. Резкое, болезненное переживание, связанное у Белого с восприятием Петербурга, обусловлено отчасти «изнуряющей и опустошающей» страстью к Л. Д. Блок и другие.матической «дружбой-враждой» с Блоком, открывшими Белому «роковой Петербург». «Неприкаянностью» и «отсутствием оседлости» Белый был привязан к Петербургу и одновременно относился к нему с опаской и предубеждением.

Едва ли не единственным произведением русской литературы, вобравшим в себя традицию образа Петербурга, явился роман Белого «Петербург», завершивший «петербургскую мифологию» города (1-я редакция опубликована в 1913—14, 2-я, сокращенная, существует в двух вариантах, издания 1922 и 1928). Роман Белого открыто цитатен: панорама Невского проспекта и фантастические «портреты» горожан восходят к Н. В. Гоголю, тема власти — к А. С. Пушкину, в изображении петербургских низов несомненно влияние Н. А. Некрасова. Идея призрачного существования Петербурга (Гоголь), обречённого «провалиться сквозь землю» (Ф. М. Достоевский) доведена Белым до логического предела: Петербург — это «математическая точка, не имеющая измерения», выморочное место, абсурдное подобие бытия, порождение «мозговой игры» близкого авторскому сознанию повествователя. Это город, таящий иррациональную опасность, квинтэссенция столичного бюрократического омертвления. С «неминуемым исчезновением северной столицы» завершится, согласно Белому , «петербургский период русской истории». Кризис страны — действие романа происходит в Петербурге в октябре 1905 — изображён как вселенская катастрофа (а Петербург — как апокалиптическое пространство), ставящая под сомнение исходные категории бытия и духа. В отличие от предшественников — писателей «петербургской темы», Белый видит в городе не воплощение «западнических» (или «псевдозападнических») устремлений, а олицетворение двух внешне различных, но внутренне родственных начал — европейский рационализм (стремление подчинить реальность абстрактному диктату) и азиатское анархическое своеволие. Историческая миссия страны — в преодолении и западного, и восточного «искусов».

В «Петербурге» Белого теряют смысл любые культурные оппозиции: беспорядочное движение — обратная сторона окостенения; автоматизированная деятельность, упорядоченность — неотделимы от хаотичности; обыденная реальность — одновременно и грандиозная страшная грёза (Пётр I заходит в кабаки в октябрьские дни 1905, «Медный всадник» действительно скачет по улицам современного города). Антагонисты «петербургского мифа» русской литературы — человек и Власть (Евгений и «Медный всадник») также осознаны Белым не в противостоянии (Пушкин), а в сходстве: потомки «Евгения» террорист Дудкин и сын сенатора Аблеухова, соучастника «охоты» на своего отца, — оба «дети дела Петрова», выразители распада, носители тяготеющего над Петербургом проклятия. Литературная традиция в романе подвергнута, таким образом, тотальной символизации и мифологизации.

Для «петербургской топографии» Белого характерно сочетание точности и конкретности адресов (17-я линия Васильевского острова, мосты, Английская и Гагаринская набережные, Сенатская площадь и т. д.) с её постоянным нарушением: несогласующиеся с реальным расположением улиц маршруты персонажей. Позднее к образу Петербурга Белого обращался в воспоминаниях «Между двух революций» (глава «Омут»), страницы которых посвящены приездам Белого в город в 1905—12, в мемуарах о Блоке: «Записки мечтателей» (П., 1921, № 4; № 6, с. 120—21), «Эпопея» (№ 1—4, М.—Берлин, 1922—23).

Основные приезды Белого в Петербург: январь—февраль, декабрь 1905, апрель—август 1906 (жил в меблированном доме «Париж», Караванная улица, угол Невского проспекта., 28/66), январь 1908, январь—февраль 1912 [жил на углу Садовой улицы и Вознесенского проспекта, затем у Вяч. Иванова на Таврической улице, 25 (ныне 35)], весна 1920 — октябрь 1921 (10 августа 1921 хоронил Блока).

Сочинения (мемуары):
Начало века, 2 изд., М., 1990;
его же, Между двух революций, 2 изд., М., 1990.

Литература:
А. Блок и А. Белый. Переписка, М., 1940;
Имре Л., «Петербург» А. Белого и русский символический роман, «Slavica», 1977, т. 15;
Топоров В. Н., Петербург и петербургский текст русской литературы, в сб.: Труды по знаковым системам, в. 18, Тарту, 1984, с. 4—29 (Ученые записки Тартуского государственного университета, в. 664);
Долгополов Л., А. Белый и его роман «Петербург», Л., 1988.


Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. . 1992.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Белый Андрей" в других словарях:

  • Белый, Андрей — поэт декадент. Под этим псевдонимом пишет Борис Николаевич Бугаев. Род. в 1880 г., сын известного математика Н. В. Бугаева. Окончив курс Московского университета по естественному отделению, состоит студентом филологического факультета.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Белый Андрей — Белый, Андрей (литературный псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) писатель, сын известного математика Н.В. Бугаева (см.). Родился в 1880 г. Среднее образование получил в гимназии Поливанова , в Москве. В 1899 г. поступил на физико математический… …   Биографический словарь

  • Белый Андрей — Андрей Белый. Белый Андрей (настоящие имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880, Москва — 1934, там же), писатель, один из ведущих деятелей русского символизма. Сын профессора . Значительная часть жизни Андрея Белого (до 1906) прошла в… …   Москва (энциклопедия)

  • Белый Андрей — (наст. имя и фам. Борис Николаевич Бугаев) (1880 1934), рус. писатель, теоретик символизма, литературовед. Одним из первых лит. впечатлений Б. был «подслушанный «Демон» Лермонтова» («На рубеже двух столетий», с. 182). Этот факт нашел отражение в… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Белый, Андрей — Андрей Белый. БЕЛЫЙ Андрей (настоящие имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880 1934), русский писатель. Один из лидеров символизма. Для творчества Белого характерны мистические мотивы (с 1912 антропософия), гротескное восприятие… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Белый Андрей — (псевдоним, настоящее имя Борис Николаевич Бугаев) [14(26).10.1880, Москва, ‒ 8.1.1934, там же], русский писатель, теоретик символизма. Окончил математический факультет Московского университета (1903). Выступил со стихами в 1901. Принадлежал к… …   Большая советская энциклопедия

  • БЕЛЫЙ Андрей — (псевд. Бориса Николаевича Бугаева) (1880 1934) русский писатель. Один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности ( симфонии ), формальное экспериментаторство (сборник… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Белый Андрей —       (настоящее имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880 1934), писатель. Б. и Петербург связывали не только особые творческие отношения (роман «Петербург»), но и личные, и литературные связи: во время своих, хотя и непродолжительных… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Белый, Андрей — Белый Андрей (наст. имя – Борис Николаевич Бугаев, 1880–1934) годами почти не писал стихов, а потом бросался на них со страстью, скоро переходившей в эмоциональный эксперимент, результаты которого он стремился оценить трезво и объективно, с… …   Русские поэты Серебряного века

  • Белый Андрей — (настоящие имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880 1934), русский писатель. Один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»